первосвященник

ПЕРВОСВЯЩЕ́ННИК (הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל, ха-кохен ха-гадол; כֹּהֵן הַרֹאשׁ, кохен ха-рош; иногда сокращенно הַכֹּהֵן, ха-кохен), священнослужитель (см. Кохен), возглавлявший службу в скинии, затем в Первом и Втором храме. К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет машиах (`помазанник`, см. Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев. 4:3,5,16 и др.). Согласно Библии, первым первосвященником был Аарон, и лишь его потомки по мужской линии имели законное право занимать этот пост (как и быть жрецами вообще). Жрец царей Давида и Соломона Цадок был родоначальником династии первосвященников (Цадокиды), занимавшей этот пост (возможно, с перерывами) вплоть до прихода к власти Хасмонеев.

Влияние первосвященника значительно усилилось в период персидской власти. Иерусалим занимал в Персидской империи положение храмового города, и первосвященник естественно превратился в руководителя народа провинции Иехуд (Иудея), получившей религиозную и административную автономию. Возможно, чеканились монеты с именем первосвященников (см. Нумизматика). В эллинистический период (согласно еврейской традиции, первосвященник встретил Александра Македонского в воротах Иерусалима) положение первосвященника оставалось примерно таким же.

Престиж и власть первосвященника достигли апогея при Хасмонеях, которые, даже приняв титул царей, сохраняли за собой титул и прерогативы первосвященника. Против такого совмещения функций выступали фарисеи, однако как Иоханан Гиркан I, так и Александр Яннай отказались уступить их требованиям. После завоевания Иудеи римлянами должность первосвященника утратила свое прежнее значение. Ирод I превратил первосвященника в орудие своей политической игры, и эта должность перешла к семьям выходцев из диаспоры Фьяби и Боэтуса. Хотя первосвященники продолжали оставаться главами Синедриона, их реальная власть и престиж резко упали; в частности, в раввинистических источниках конца эпохи Второго храма нередки насмешки над ними. Первосвященники были преимущественно приверженцами саддукеев, и хотя им приходилось вести храмовую службу так, как требовали фарисеи, идеологическая и политическая напряженность между теми и другими не ослабевала. В конце периода Второго храма первосвященник рассматривался просто как служитель культа, подчиненный римской администрации; даже одежда первосвященника сдавалась на хранение римскому прокуратору и выдавалась первосвященнику, как правило, перед праздничной службой. Одним из первых актов зелотов, овладевших Иерусалимом в 66 г. (см. Иудейская война I), было назначение нового первосвященника, что символизировало вновь обретенную независимость. С разрушением Второго храма должность первосвященника исчезла.

О жреческих функциях первосвященника и его одежде см. Кохен. У самаритян должность первосвященника сохраняется поныне.

Смотрите также

периодическая печать

Печерский Александр

Писания

Познань

протестантизм