обеты

ОБЕ́ТЫ (נְדָרִים, недарим; ед. число נֵדֶר, נֶדֶר, недер), данные Богу обещания совершить нечто или воздержаться от чего-либо, в принципе дозволенного. Библейские законы относительно обетов содержатся в Чис. 30:1–16. Огромное значение, которое законоучители Талмуда придавали обетам, отражено в том факте, что им посвящен целый трактат Недарим (11 глав), а также трактат Назир (об обетах назореев). В Библии нет ясных указаний на возможность или технику освобождения от обета. Единственное исключение — возможность отмены обета девушки ее отцом и замужней женщины — мужем, при условии, что эта отмена совершена в день принятия обета (Чис. 30:4–16). Тем не менее законоучители Талмуда разработали технику освобождения от обета (хаттарат [или хеттер] недарим), хотя и признавали, что «правила относительно освобождения от обета висят в воздухе и не имеют под собой [прочного] основания» (Хаг. 1:8).

Первый обет, упоминаемый в Библии, — обет Иакова (Быт. 28:20–22), получивший косвенное согласие Бога (Быт. 31:13). Библия не дает моральной оценки обету Ифтаха, обернувшемуся трагедией (Суд. 11:30–40), но Талмуд осуждает его поступок. Мидраш считает, что первосвященник мог освободить Ифтаха от этого обета, и лишь из-за глупой гордыни обеих сторон это не было сделано (Быт. Р. 60:3). Первые, хотя и осторожные сомнения в целесообразности обетов высказываются в Экклесиасте: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его... Лучше тебе не обещать, нежели не исполнять обещанного» (5:3–4). Законоучители Талмуда высказывали различные мнения о смысле этого стиха (Хул. 2а). Так, рабби Иехуда утверждает: «Лучше обоих тот, кто и дает обет, и выполняет его», а рабби Меир полагает, что «лучше обоих тот, кто вообще не дает обета». В целом, однако, мнение законоучителей Талмуда — в пользу рабби Меира. Так, рабби Дими называет дающего обет грешником (Нед. 77б); высказывается даже мнение, что в наказание дети дающего обет умрут молодыми (Шаб. 32б). Шулхан арух (ИД. 203:7) разрешает давать только обеты, имеющие целью избавление от дурных привычек. Именно эта точка зрения легла в основу разработки процедуры освобождения от обета в послебиблейское время, аннулирующей их с самого начала. Процедура включает нахождение «возможности сожаления» (то есть выяснение обстоятельств, которые, если бы были известны дающему обет, предотвратили этот его поступок), а также установление возникших позднее трудностей в исполнении обета. Аннулирование обета должно совершаться бет-дином в составе трех судей (иногда — одним авторитетом); формула отмены: «Ты освобождаешься, ты освобождаешься» (Санх. 68а).

Своего рода ежегодное коллективное освобождение от обетов (касающееся только давших их) производится в канун Иом-Киппура (см. Кол нидре), а личное отречение от них — за десять дней до этого, в канун Рош ха-Шана. Законоучители подчеркивают, что смысл обета — в общепринятых, а не в буквальных или библейских значениях слов. Например, в обете воздержания от той или иной пищи «вино» означает только виноградное вино, «мясо» не включает мясной отвар и т. д.

Обет практически исчез из еврейской жизни. Один из следов этого обычая — формула, сопровождающая пожертвования при вызове к чтению Торы — ба‘авур ше-надар (`поскольку он дал обет`). Святость данного слова, даже не в форме обета, ценилась столь высоко, что библейское поучение «что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй...» (Втор. 23:23–24) рассматривалось как самостоятельная заповедь, вне зависимости от следующих слов «...как обещал ты Господу, Богу твоему». Более того, этот стих был интерпретирован следующим образом: «То, что произнесли твои уста, равносильно обету» (Нед. 7а). Вследствие этого развился обычай добавлять ко всякому объявленному намерению ограничительную фразу бли недер (`не давая обета`).

Талмуд проводит различие между обетом и «добровольным предложением» (недава); так, фраза «Я обязуюсь принести жертву всесожжения» (см. Жертвоприношение) — это обет, но фраза «Вот [мое] всесожжение» — это лишь недава, где нет четкого обещания, и к тому же речь идет об определенном жертвенном животном; поэтому, если оно умрет или пропадет, владелец не обязан заменять его другим (Кин. 1:1). Позднейшие толкователи разработали на основе этого высказывания подробную систему отличия обета (недер) от недава. См. также Клятва, Назорей.

Смотрите также

оле

ОРТ

оссуарии

Острог

Оффенбах Жак