Мухаммад

МУХАММА́Д (570?, Мекка, – 632, Медина), основатель ислама и религиозный, политический и военный руководитель его первых приверженцев.

Мухаммад происходил из рода Бану-Хашим мекканского племени курейшитов. О первых 30 годах жизни Мухаммада известно немного: рано осиротел, был пастухом, затем сопровождал караваны ведшей торговлю с Сирией богатой вдовы Хадиджи, на которой вскоре (в 25-летнем возрасте) женился. Примерно с 610 г. Мухаммада посещают видения, в которых ему велено, как посланцу Бога, произносить некие фразы. Мухаммад был напуган этим, однако Хадиджа успокоила его, а его двоюродный брат, христианин Варака, заявил, что эти фразы сходны со стихами Закона, открытого Моисею. Мухаммад испытал определенное влияние христианства и иудаизма, зачастую — в неканонических или апокрифических версиях. Одной из причин того, что Мухаммад не примкнул к христианству или иудаизму, были политические соображения: христианство означало ориентацию на Византию, а иудаизм — на Иран, где (в Вавилонии) существовала многочисленная влиятельная еврейская община. Чтобы привлечь арабов, требовалось основать самостоятельную национальную религию.

Первоначально Мухаммад обращался к узкому кругу последователей с проповедью добра и всемогущества Бога и призывал вернуться в Его лоно, требовал быть щедрыми и уважать права бедных и беззащитных. Последнее вызвало недовольство мекканской аристократии, усилившееся вследствие нападок Мухаммада на политеистические элементы традиционной арабской религии. По мере усиления враждебности к Мухаммаду в Мекке, он стал искать покровительства в каком-либо другом месте. По приглашению жителей Медины стать их религиозным лидером, 22 сентября 622 г. Мухаммад со своими приверженцами прибыл в город. Этот год считается в исламе началом мусульманской эры (эры хиджры).

Из проживавших в Медине кланов 20 исповедовали иудаизм. Мухаммад, стремясь к тому, чтобы и евреи признали его своим пророком, подчеркивал тождество и преемственность возвещаемого им откровения с учением библейских пророков (см. Пророки и пророчество) и принял Иерусалим в качестве киблы (стороны, к которой молящиеся должны обращаться лицом; ср. Мизрах), а также соблюдал еврейские посты и определил вечер пятницы временем еженедельного публичного молебна. Однако евреи, и особенно три главных еврейских клана Медины — Кайнука, Надир и Курайза — отвергли притязания Мухаммада. В ответ на это Мухаммад установил обращаться во время молитвы не к Иерусалиму, а к Мекке и объявил, что ислам — подлинная религия Авраама, который не был евреем, и что разногласия Мухаммада с евреями и христианами возникают из-за того, что те скрывают и извращают истину.

В апреле 624 г., после столкновения мусульман с евреями, Мухаммад подверг осаде клан Кайнука и, вынудив его к капитуляции, изгнал из Медины. В августе 625 г., после неудачного сражениям с мекканцами, Мухаммад потребовал от клана Надир денежной помощи. Однако еще до получения ответа он удалился и послал им ультиматум — под угрозой смерти в десятидневный срок покинуть Медину. Клан Надир продержался 15 дней, а затем, сдавшись, переселился в Хайбар (150 км к северу от Медины). Когда мекканцы осадили Медину, последний значительный еврейский клан города, Курайза, вступил в тайные переговоры с осаждающими. После снятия осады Мухаммад выступил против клана Курайза, который через 25 дней был вынужден капитулировать; все мужчины клана (около 600 человек) были убиты, а женщины и дети проданы в рабство. Остальные незначительные еврейские кланы Медины не выступали против религиозного учения Мухаммада и не поддерживали его политических противников и потому не подверглись уничтожению или изгнанию из города. В мае 628 г. Мухаммад покорил оазис Хайбар — последний оплот активно выступавших против него евреев. Разрешив евреям проживать там и исповедовать свою религию, он, однако, обложил их налогом в размере половины урожая, что легло в основу мусульманского законодательства относительно статуса религиозных меньшинств (см. также Зимми). Хотя это законодательство было дискриминационным, оно, будучи частью общего законодательства ислама, тем самым легализировало существование религиозных меньшинств и гарантировало им определенный статус в мусульманском обществе, причем этот статус запрещалось изменять.

В январе 630 г. Мухаммад без боя овладел Меккой, а затем разгромил 20-тысячное бедуинское войско при Хунейне, близ Мекки. После этого все племена Аравийского полуострова признали власть Мухаммада и приняли ислам. Поскольку Мухаммад запретил междоусобные войны, военная энергия арабских племен приняла уже после его смерти форму экспансии на север. В марте 632 г. Мухаммад совершил хадж (паломничество в Мекку), вернулся в Медину больным и умер 8 июня.

Термин яхуд (из арамейского иехуд, ивритского иехудим) применительно к евреям, хорошо известный из доисламской арабской поэзии, встречается только в мединский период деятельности Мухаммада, в то время как в более ранний, мекканский период он использует термин бану-Исраил (ивритское бней Исраэль — `сыны Израиля`; примерно 40 раз упоминается в Коране), что, по-видимому, связано с личным знакомством Мухаммада с евреями и его отношением к предшествующим его собственному учению монотеистическим религиям. В большинстве стихов Корана мекканского периода термин бану-Исраил встречается в связи с Моисеем и историями, имеющими параллели в библейской книге Исход и ее аггадическими дополнениями (см. Аггада). Этот факт объясняет также и само название — «бней Исраэль», как в книге Исход, а не просто «Исраэль», принятое в еврейской литературе в эпоху, предшествующую Мухаммаду. В суре 17:4–8 разрушение Первого и Второго храмов объясняется как свершение сказанного в Книге (возможно, аллюзия на Лев. 26 и Втор. 28). В ряде стихов мекканского периода упоминаются раздоры среди бану-Исраил, которые будут прекращены либо с принятием ими Корана (27:76), либо в день воскресения из мертвых (32:23–25; 45:16–17; 10:93). В суре 2:40 и в последующих бану-Исраил призываются уверовать в пророчество Мухаммада и предупреждаются о тех последствиях, к которым может привести их отказ. Иногда и христиане рассматриваются как часть бану-Исраил (так, в мекканской суре 63:59 и в мединских сурах 3:49; 5:72–74, 78; 61:6 Иисус назван среди бану-Исраил, а в 61:14 говорится, что одна часть бану-Исраил верит в него, а другая — нет). В суре 3:93 упоминаются еврейские законы о пище (см. Кашрут) как заповедь Бога, данная бану-Исраил, и цитируется Мишна (Санх. 4, 5). Мусульманские комментаторы объясняют высказывания Корана против бану-Исраил как направленные против евреев Медины. Наиболее вероятно, что этот термин стал известен Мухаммаду вместе с идеями, касающимися откровения и пророчества: была только одна истинная религия, открытая в Небесной книге, ниспосланной через Моисея еще до появления Мухаммада (46:12, 29; 11:17). Однако вместо того, чтобы объединить бану-Исраил, откровение стало причиной разногласий и раздоров между ними (10:93; 32:23–25; 45:16,17). То же самое произошло с последователями Иисуса (62:13,14). Наконец, миссия Мухаммада, призванного уладить «большинство» разногласий между бану-Исраил (27:76),

не была признана ни евреями, ни христианами (2:120), так что и она повлекла за собой раздоры между людьми (98:3), хотя все человечество изначально — единая религиозная община (одна умма). Бог избирает того, кого Он любит (42:13). Подача этой концепции напоминает мидраш на тему истории золотого тельца: в ответ на упрек Моисея Аарон оправдывает себя тем, что он хотел избежать раскола между бану-Исраил (20:94). По-видимому, источником идей Мухаммада была традиция, подчеркивавшая в монотеистических религиях не различия, а общее в них; часто цитируемое мусульманскими авторитетами изречение Мухаммада гласит: «Не отрицайте традиций, идущих от бану-Исраил». С другой стороны, отношение Корана к евреям в целом весьма негативное (более чем к христианам), что, по всей видимости, объясняется конфликтами между Мухаммадом и евреями Медины и Хайбара.

Смотрите также

Мамшит

Мане Мордехай Цви

Махарам из Ротенбурга

Менделе Мохер Сфарим

Мерхавия