мореходство

МОРЕХО́ДСТВО. Развитие мореходства у евреев начинается в годы царствования Соломона, когда израильское царство получило выход к Средиземному и Красному морю. При нем единственным выходом к Средиземному морю (видимо, со времен Давида) было побережье у города Дор (Нафат-Дор; I Ц. 4:11). С помощью царя Тира Хирама, приславшего Соломону своих кораблестроителей, в Эцион-Гевере близ Эйлата (на Акабском заливе) был создан флот для ведения с отдаленными землями в Аравии и Африке морской торговли, не представлявшей конкуренции финикийской (см. Финикия) монополии на Средиземном море; на кораблях Соломона служили финикийские моряки (I Ц. 9:26–28; 10:22; II Хр. 8:17–18). Позднее царь Иехошафат решил построить в Эцион-Гевере торговый флот по образцу Соломонова и возобновить торговые экспедиции в Красное море без помощи финикийских моряков, но попытка окончилась неудачей (I Ц. 22:48–50; II Хр. 20:35–37). Потеря области Эйлата во времена Ахаза (II Ц. 16:6) положила конец еврейскому мореходству в Красном море.

Хотя древние евреи не были народом-мореплавателем, Библия приписывает связь с морем трем коленам (см. Колена Израилевы) — Звулун, Дан и Ашер (Быт. 49:13; Втор. 33:18–19; Суд. 5:17). Первым судном, упоминаемым в Библии, является Ноев ковчег. В Библии широко представлена морская терминология: ховлим — `кормчие`, маллахим — `моряки`, торен — `мачта`, кен-торен — `подножие мачты`, мифрас — `парус`, хевел — `снасти`, машот, мишшот — `весло` и другие. Библия различает многочисленные виды судов — собирательное они — `корабли`, ония — `судно`, `корабль`, клей гоме — быстроходные тростниковые суда, они шаит — гребные суда, они таршиш и онийот ха-ям — большие тяжелые торговые суда, сфина (от аккадского сапинату) — палубное судно и т. п. В Псалме 107:23–32 (см. Псалмы) приводится яркое описание бури, разметавшей суда в море, и наступившего вслед за ней штиля. О корабле (с нееврейской командой), отплывшем из Яффы, рассказывается в книге Иона (глава 1).

После завоевания Яффы Шим‘оном Хасмонеем (см. Хасмонеи) город стал главным портом Иудеи. На надгробиях, установленных Шим‘оном на могилах отца и братьев, среди прочего изображены корабли. На еврейских монетах этого времени имеются изображения трезубца и якоря. Помпей уничтожил находившуюся в Яффе базу еврейских пиратов. Ирод соорудил великолепную гавань в Кесарии и построил значительное число кораблей. Во время Иудейской войны I (66–73) еврейские торговые суда занимались пиратством на римских морских путях, нанося римлянам значительный урон. Сопротивление римлянам было особенно упорным на озере Киннерет. Среди трофеев, выставленных во время триумфа Веспасиана в Риме, было «множество кораблей» (Тацит 7:3–6); на одной из монет в честь римской победы легенда — Victoria Navalis (`Морская победа`). Во время восстания еврейской диаспоры в Египте, Северной Африке и на Кипре (115–117) морские столкновения приняли значительный размах.

Морская археология Эрец-Исраэль (включая озеро Киннерет) дала немало образцов древних судов и лодок, а также их грузов, представленных ныне в музеях Израиля. На карте из Медвы изображены суда на Мертвом море.

В талмудическую (см. Талмуд) эпоху среди евреев были распространены занятия, связанные с морским и речным судоходством. Вавилонский Талмуд содержит более 200 технических и навигационных терминов, а также правила по упорядочению речного движения; мореходство рассматривалось как достойное занятие. В Александрии греческого и римского периодов существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), а среди местных евреев были специалисты во всех сферах мореходства. Во время антиеврейских беспорядков в 39 г. н. э. грузы с еврейских кораблей вытаскивали на берег и сжигали. Отцы церкви Августин и Иероним описали свои встречи с еврейскими моряками. Епископ Синесий Киренский (начало 5 в.) сатирически описывает свое путешествие по Средиземному морю на судне с еврейской командой: когда в канун субботы разразилась буря, богобоязненные моряки, несмотря на испуг пассажиров, предоставили корабль воле волн. О первосвященнике Эл‘азаре бен Харсоме рассказывается, что он имел тысячи морских судов с товаром (Иома 35б и другие), что хотя и является явной гиперболой, однако свидетельствует об активном участии Эл‘азара в морской торговле. Имеются многочисленные сообщения о дальних морских путешествиях законоучителей. Из специальных законоположений для лиц, занимающихся мореходством, некоторые касаются супружеских обязанностей и развода (например, Гит. 5:6). В 390 г. в Византии был издан так называемый «судовой закон» — навигационный эдикт в пользу евреев и самаритян, подтверждавшийся затем тремя императорами. В 5 в. в Кирене и Вавилонии были еврейские судовладельцы. Морское путешествие в этот период было сопряжено со значительным риском; благополучно возвратившиеся должны были возносить благодарственную молитву (Бр. 54б). Из-за частых кораблекрушений судовладельцы создавали общества взаимного страхования (БК. 116б, Тос. БМ. 11). Законоучители часто пользовались сведениями по географии и естествознанию, полученными от мореплавателей (Шаб. 20б, 90а).

В раннем средневековье (вплоть до 9 в.) еврейские купцы занимали важное место в торговых связях стран Средиземноморья. Григорий Турский (6 в.) сообщает о еврейском корабле, плававшем вдоль берегов Прованса и Лигурии. Норманские корабли в эпоху Каролингов часто принимали за еврейские. В период мусульманской гегемонии в мореходстве по Средиземному морю, как показывают деловые документы и респонсы, евреи участвовали в морской торговле, входя в долю с владельцами грузов. Маймонид анализирует различные формы финансирования морской торговли.

В основном еврейские купцы пользовались судами неевреев. Однако Биньямин из Туделы сообщает о еврейских судовладельцах в Тире. В южной Франции (особенно в Марселе) еврейские судовладельцы были известны с византийской эпохи. Существуют свидетельства о еврейском мореходстве в позднее средневековье в Арагоне, Барселоне, в Португалии, на Балеарских островах. В большинстве средиземноморских портов действовали еврейские купцы, маклеры и страховщики.

Еврейские ученые внесли вклад в усовершенствование и распространение навигационных инструментов, таких как компас, квадрант (предшественник секстанта), астролябия, а также астрономических таблиц, знакомя Европу с достижениями арабских мореплавателей. Так, в 14 в. Герсонид усовершенствовал квадрант; его изобретение, находившееся в употреблении в последующие четыре столетия, основывалось на Quadrans judaicus — `еврейском квадранте` Иехуды бен Махира. Знаменитые «Альфонсовы таблицы» были переведены на испанский язык и исправлены двумя еврейскими врачами при Арагонском дворе в конце 13 в. Мальорка славилась евреями — мастерами навигационных инструментов, а также картографами, наиболее известными из которых были Аврахам Крескес (умер в 1387 г.) и его сын Иехуда, завершивший дело жизни отца — создание новой карты мира. После погромов в 1391 г. Иехуда Крескес перешел в христианство, поступил на службу к принцу Генриху Мореплавателю и возглавил навигационную академию в городе Сагриш (Португалия). А. Закуто сконструировал первую металлическую астролябию и составил астрономические таблицы; с ним консультировались Христофор Колумб, Васко да Гама и другие выдающиеся мореплаватели эпохи Великих открытий. Некоторые евреи и марраны участвовали в этих заморских плаваниях (Гаспар да Гама, около 1440–1510 гг.; Педру Тейшейра, 1570 г. – около 1650 г., и другие). Еврейские купцы на мусульманском побережье Средиземного моря иногда занимались пиратством.

Марраны городов Средиземноморья, Северной Европы (Амстердам, Гамбург, Лондон) и Нового Света принимали активное участие в морской торговле, в основном в качестве финансистов, купцов, маклеров и страховщиков. В Альтоне, а позднее в Копенгагене португальские евреи участвовали в строительстве кораблей. Власти Глюкштадта привлекали португальских евреев, разрешая заниматься кораблестроением, что было запрещено в городах Ганзейского союза. В Англии марран Шим‘он Фернандес (конец 16 в. – начало 17 в.) был главным навигатором исследователя Южной Америки, сэра Уолтера Рэли (Релей, Роли); члены семейства Шомбергов, начиная с середины 18 в., отличались в английском военном флоте и в торговом мореходстве; Иосиф д’Агиляр Самуда (1813–85), пионер строительства металлических судов, содействовал основанию Института военного кораблестроения. В середине 19 в. Густав Вильгельм (Уильям) Вулф был одним из основателей верфей «Харленд энд Вулф» в Белфасте, одних из крупнейших в мире. Сефардские евреи (см. Сефарды) играли важную роль в колониальной торговле. В Бордо семейства Фуртадо и Градис были зачинателями торговли с Канадой. В Антверпене семейство Наси (см. Наси Иосеф) владело собственными торговыми судами и вело морскую торговлю специями.

Еврейское мореходство в Индийском океане (преимущественно на нееврейских судах) было значительным в 11–12 вв., а затем — в 16–18 вв. Евреи активно участвовали в морской торговле Османской империи; среди корабельщиков и рабочих портов Стамбула и Салоник было немало евреев. В британских и нидерландских колониях Нового Света евреи участвовали в морской торговле (как местной, так и с метрополиями), а также в морском рыболовстве. В 19 в. в Южной Африке братья Де Пасс долгие годы оставались крупнейшими судовладельцами. В 1870 г. В. Кунцман (1844–1934) из города Штеттин (ныне Щецин) основал крупнейшую мореходную компанию на восточном берегу Пруссии. В России 19 в. евреи активно участвовали в развитии речного судоходства: Давид Марголин создал пароходную компанию, владевшую 62 речными судами на Днепре, а в 1880-х гг. Г. Поляк построил флот речных танкеров, курсировавших по Каспийскому морю и Волге.

О мореходстве в Израиле см. Государство Израиль. Экономика; Цим.

Смотрите также

Маршалл Луи

Маттитьяху

Мендес да Коста Иосеф

Мессия

Моттельсон Бенджамин