Кфар-Нахум

КФАР-НАХУ́М (כְּפַר נַחוּם; в русской традиции Капернаум), крупное поселение конца эпохи Второго храма на северо-западном берегу озера Киннерет и таможня на так называемом царском пути (из Месопотамии в Египет). Иосиф Флавий первый упоминает Кфар-Нахум как процветающее селение с орошающим его обильным источником (Жизнь, 403; Война, 3:519–521). Возможно, что Кфар-Нахум идентично поселению Кфар-Ахим, которое вместе с Коразимом отмечены в Талмуде как места, славящиеся своей пшеницей (Мен. 85а). Мидраш (Эккл. Р. 7:26, 47) указывает, что в Кфар-Нахуме живут миним (еретики, возможно, иудеохристиане).

Согласно Новому завету, в Кфар-Нахуме Иисус начал провозглашать в синагоге свое учение (Иоан. 6:43–59; Марк 1:21). Из местных рыбаков он выбрал первых учеников (апостолов), в том числе Андрея и Петра (Матф. 4:18–22), и проклял Кфар-Нахум, Бет-Шеан и Коразим за то, что часть их жителей не признала его учения (Матф. 11:21–23). По христианскому преданию апостат Иосиф из Тверии на месте дома Петра построил церковь (часть восьмиугольной церкви и купели конца 4 в. в Кфар-Нахуме открыта в 1905 г. и раскопана в 1969–70 гг.). Поселение, видимо, было разрушено примерно в 628 г. во время арабского вторжения, но со временем (предположительно, в 10 в.) еврейская община возродилась, и французский путешественник П. Белон отмечает в 1547 г. ее существование. Жители занимались рыболовством и полеводством. Это последнее упоминание Кфар-Нахума; очевидно, уже к началу 17 в. поселение перестало существовать.

894 г. территория Кфар-Нахума принадлежит католическому монашескому ордену святого Франциска Ассизского, построившему там монастырь рядом с руинами древнего города. Севернее помещается православный греческий монастырь.

В 1905 г. немецкие археологи раскопали остатки синагоги конца 2 в. – начала 3 в., которую частично реставрировали францисканцы (раскопки и реставрация продолжаются). Она построена из привозного белого известняка на платформе местного базальта. Базиликального типа двухъярусное здание имело вдоль западной, северной и восточной стен ряд колонн (на двух сохранившихся — арамейские и греческие надписи с именами донаторов), на которые, видимо, опиралась галерея (для женщин), куда вела внешняя лестница у маленького притвора в северо-западном углу здания (возможно, в нише помещались свитки Торы). Вдоль западной и восточной стен имелись каменные скамьи. Кроме коринфских капителей, у части которых на откосах имелись рельефные изображения меноры, шофара и совка, в интерьере синагоги (16,4 × 23 м) не было каких-либо украшений. Обращенный к югу (в сторону Иерусалима) нарядный фасад членится в нижнем ярусе тосканскими пилястрами, имеет в центре большую дверь с полукруглым окном над нею и с широким прямоугольным окном во втором ярусе. По бокам имеются меньшие двери внизу и окна наверху. Карниз фронтона образует посредине дугу в «сирийском стиле», повторяя полукружье центрального окна. В богатом рельефном декоре скатов кровли, карниза, обрамлений окон и дверей — изображения виноградных лоз и других растений Святой земли, символических знаков (маген-Давида, «печати Соломона», то есть пятиконечной звезды), скинии, Ковчега Завета. Так как молились, обратясь лицом к Иерусалиму, то переносной ковчег со свитками Торы устанавливался у дверей. С востока к синагоге примыкает атриум с крытой колоннадой, в который вели дверь из интерьера и две двери на южном фасаде. Синагога в Кфар-Нахуме — наиболее яркий образец построек так называемого галилейского типа (см. Синагога).

Раскопками, начатыми в 1978 г. в восточной (греческой) части Кфар-Нахума, раскрыты остатки большого поселения 7 в. с широкими улицами и каменными домами, причала и большого строения с внутренним бассейном (возможно, рыбный рынок). Судя по глиняным светильникам и плиткам, украшенным крестами, в поселении жили преимущественно христиане. К северу от поселения — следы римского лагеря 1 в. н. э., что свидетельствует о важном стратегическом значении Кфар-Нахума.

Смотрите также

Кабаков Илья

Каминка Ахарон

козёл отпущения

Корн Рахель

Кфар-Харув