Крескас Хасдай

КРЕ́СКАС Хасдай (Crescas; ?–1412, Сарагоса), философ, теолог и руководитель испанского еврейства в 14 в. Крескас происходил из Барселоны, где до переезда в Сарагосу (видимо, вскоре после 1385 г.) был одним из лидеров местной еврейской общины. В 1367 г. вместе со своим учителем Ниссимом Геронди и соучеником Ицхаком бар Шешет Берфетом был на некоторое время заключен в тюрьму по обвинению в гостии осквернении. В 1370 г. Крескас участвовал в состязании между еврейскими поэтами Барселоны и Жероны. В 1383 г. был членом депутации каталонской общины на переговорах с королем Арагона Педро IV о возобновлении еврейских привилегий.

В Сарагосе Крескас был раввином и духовным лидером местной общины, однако его деятельность выходила за пределы как сарагосской, так и других еврейских общин Арагона. С воцарением Хуана I (1387) Крескас становится приближенным арагонского двора и в 1390 г. получает должность судьи по всем вопросам, связанным с доносчиками, уполномоченным подвергать их наказаниям в соответствии с дарованными общине привилегиями. За советами по вопросам религиозной и общинной жизни к Крескасу обращались не только общины других королевств Испании, но также раввины Наварры и Франции. В 1393 г. король поручил Крескасу заняться восстановлением общин Барселоны и Валенсии, разгромленных во время антиеврейских беспорядков 1391 г., и собирать для этой цели средства по всем общинам Арагона. После гибели при этих беспорядках единственного сына Крескас получил разрешение короля взять вторую жену, так как мать погибшего не могла более рожать детей.

Основным стимулом, побудившим Крескаса к литературному труду, которому он посвятил главным образом последние десять лет жизни, было его стремление оградить устои иудаизма в Испании от угрожающей им опасности разрушения. В ответ на массовую миссионерскую христианскую литературу Крескас написал два трактата на каталанском языке, из которых только один дошел до нас в переводе на иврит: «Биттул икрей ха-ноцрим» («Опровержение принципов христианства», 1451). Трактат представляет собой критику догматов христианства, по мнению автора, несовместимых с человеческим разумом и Божьей справедливостью. По инициативе Крескаса был написан и классический трактат Профиата Дурана, полемизирующий с христианскими догматами.

Полемический характер носит также наиболее известный труд Крескаса «Ор Адонай» («Свет Господень»; опубликован в 1555 г.). Являясь ответом на философское и теологическое учение Маймонида, изложенное в его «Наставнике колеблющихся» и 13 догматах веры, а также на учение Герсонида, который пошел еще дальше Маймонида в признании Аристотеля, «Ор Адонай» содержит критику аристотелевых концепций времени, пространства и движения. Крескас опровергает аргументы Аристотеля против существования пустоты. Согласно Крескасу, пространство обладает бесконечной протяженностью и там, где оно не заполнено материей, является пустым. Тем самым опровергаются аргументы против признания множественности миров. Крескас отвергает также мнение Аристотеля о невозможности существования бесконечного числа причин и следствий, хотя и признает, что в области учения о бесконечном разум вынужден принять то, что превосходит силу воображения. В противоположность Аристотелю, Крескас не считает, что небесные сферы обладают разумом и волей; их движение подчинено естественным причинам. Крескас отвергает также отождествление формы с актуальностью, а материи с потенциальностью; он приписывает Богу такие атрибуты, как протяженность.

Одним из побудительных мотивов Крескаса к осуждению концепций Аристотеля является использование их для оправдания отхода от иудаизма. Их критика является одновременно критикой оснований Маймонидова доказательства существования, единства и бестелесности Бога. Творение вовсе не должно происходить во времени, а потому вопрос о том, является ли мир вечным, теряет теологическое значение. Крескас предлагает единственное доказательство бытия Бога: независимо от того, является ли число причин и следствий в мире конечным или бесконечным, для того, чтобы сообщить им действительное бытие, необходима первопричина, каковой и является Бог. Тора, согласно Крескасу, является «продуктом деятельности воли Повелителя, который есть начало действия в повелеваемом, восприемнике действия».

В противоположность платонизму и аристотелизму Крескас утверждает, что, поскольку бесконечная сущность Бога служит источником всех видов любви, любовь Бога к человеку сильнее, нежели любовь человека к Богу. Любовь человека к Богу проявляется как двекут, ибо совершенство и единство духовных существ и физических тел суть следствия любви и согласия. Любовь, которой учит Тора, является также назначением человека и всего сущего.

Хотя «Ор Адонай» находится в русле рационалистической философии, в нем заметно влияние каббалы. Трактат повлиял на творчество Джанфранческо Пико делла Мирандолы (племянника христианского каббалиста Джованни Пико делла Мирандолы), широко цитирующего Крескаса. Джордано Бруно, видимо, заимствовал у Крескаса некоторые из своих аргументов. Глубокое знакомство с «Ор Адонай» обнаруживается в «Этике» и некоторых письмах Баруха Спинозы.

Среди учеников Крескаса были испанский талмудист Иосеф Хавива (начало 15 в.), Иосеф Альбо, ученый, проповедник и врач Зрахия бен Ицхак ха-Леви (конец 14 в. – начало 15 в.), философ Маттатия ха-Ицхари (14–15 вв.), поэт и общественный, деятель Моше Ибн Аббас (1350?–1420?) и Аструк ха-Леви (конец 14 в. – начало 15 в.). Пятеро последних были участниками диспута в Тортосе (см. Диспуты).

Смотрите также

Каминка Ахарон

киддуш

Кракауэр Леопольд

Кфар-Гил‘ади

Кфар-Хасидим