кочинские евреи

КО́ЧИНСКИЕ ЕВРЕ́И, еврейская этнолингвистическая группа (община). До 1950-х гг. проживали главным образом на Малабарском береге в Индии (штат Керала). До середины 14 в. центром их сосредоточения был город Шинкали (ныне Кранганур), позднее город Кочин. Говорили на языке малаялам, близком тамильскому. Кочинские евреи считают, что их предки осели в Индии с конца 1 в. н. э. (то есть после падения Иерусалима в 70 г. н. э.). Высказывались предположения, связывавшие этих перво­посе­лен­цев с коленами исчезнувшими, а также выходцами из пленения вавилонского. Одни исследователи считают, что в Малабар, с которым имели древние связи еврейские торговцы стран Западной Азии и Северного Средиземноморья, евреи прибыли на поселение около 5 в. из Ирана, другие же, что из Йемена или каких-либо соседних с ним арабских стран.

Самым ранним документом, связанным с евреями в Малабаре, являются две медные таблички (974–1020) с текстом на тамильском языке о привилегиях и владениях, которые правитель области дарует еврею из Шинкали Иосефу Раббану. Наряду с этими табличками в кочинской синагоге «Пардеши» хранится камень с надписью на иврите о постройке примерно в 1345 г. синагоги в поселке Качангади на месте более ранней. Биньямин из Туделы примерно в 1170 г. писал, что в Малабаре (где он, очевидно, не был) живет около тысячи темнокожих евреев, следующих Торе и имеющих представление об Устном Законе.

Наличие там евреев отметил в 1293 г. и Марко Поло. В 1344 г. из-за разлада в семье Раббан некоторые ее члены переехали жить в Кочин. Там же главным образом селились с конца 15 в. еврейские беженцы и марраны из Испании и Португалии. В 1524 г. в Кочин бежала часть евреев Малабара, спасаясь от нападения мусульманских купцов из Южной Аравии — конкурентов еврейских торговцев перцем, а в 1565 г. — спасшиеся от разгрома Шинкали португальцами.

В период колонизации Индии Португалией (1502–1663) евреи Кочина выжили лишь благодаря покровительству местного раджи, который выделил им близ своего дворца земли под застройку (этот район стал называться Еврейским городом) и обеспечил им религиозную и культурную автономию. Назначение глав общин было во власти раджи, и часто они становились его дипломатическими и экономическими советниками. Евреи служили в войске раджей, но имели право не воевать в субботу. В 16–17 вв. общину Кочина пополняли выходцы из Нидерландов, немецких земель, стран Восточной Европы, а также из Сирии и Турции, но общая численность кочинских евреев едва ли превышала когда-либо 2,5 тыс. человек. В их среде были сильны мессианские настроения, а в 1615 г. в Кочине даже появился лжемессия (см. Мессия).

Видимо, в начале 16 в. стало оформляться характерное для кастовой иерархии Индии членение кочинских евреев, образовавших три эндогамные группы: «черные» (самая многочисленная; очевидно, потомки ранних еврейских поселенцев в Малабаре), «белые» или «пардеши» (буквально `чужеземцы`, то есть новоприбывшие) и «коричневые» (мешухрарим, то есть освобожденные, — скорее всего, прозелиты из числа слуг двух первых групп, отпущенные на волю, а также их потомки).

«Белые» и «черные» евреи имели отдельные синагоги. В их литургии, восходящей к сефардскому ритуалу с включением элементов ашкеназской и известной как минхаг Шинкали (то есть обычай города Шинкали), также были некоторые различия. Среди «черных» евреев (а также среди «коричневых») не было кохенов и левитов, и их приглашали из среды «белых» евреев для совершения обрядов биркат-коханим и выкупа первенца.

«Коричневые» евреи до 1932 г. (когда для них построили особую синагогу) не имели права садиться на синагогальные скамьи, а к чтению Торы могли быть вызваны только в праздник Симхат-Тора. Давид бен Шломо Ибн Аби Зимра около 1520 г., отвечая на запрос из Кочина о допустимости браков между членами различных групп кочинских евреев, писал, что «коричневые» могут считаться вполне евреями только после того, как окунутся в микве. Его мнение повторили его ученик Я‘аков бен Аврахам де Кастро (1525?–1610) и в 1882 г. главный раввин Иерусалима Р. М. Панижел (1804–93).

В 1662 г. кочинские евреи сильно пострадали от португальцев, защищавших город от голландцев. При этом подверглись разорению и синагоги, в том числе «Пардеши» — самая нарядная в Индии синагога, построенная в 1568 г. для «белых» евреев (реставрирована в 1664 г., расширена в 1761 г., когда на ее фасадах были установлены голландские часы, а внутри пол был выстлан привезенными из Кантона орнаментальными фарфоровыми плитками, и появились серебряные светильники со стеклянными фонарями). В ней синагогальный ковчег (см. Ковчег завета) помещен у обращенной к Иерусалиму западной стены, имеются две медные колонны у входа, а бима высится не только посредине, но и на галерее для женщин.

При голландском правлении (1663–1795) кочинские евреи пользовались полной культурной и религиозной свободой. В 1686 г. делегация от португальской еврейской общины Амстердама, которую возглавлял Моше Перейра де Пайва, оставивший подробное описание истории и обычаев кочинских евреев, передала общинам Кочина молитвенники, талмудические тексты, труды по еврейской философии, изданные в Амстердаме Тобиасом Боасом и Иосефом Проопсом (см. Книгопечатание).

Тесная связь между кочинскими евреями и амстердамской общиной поддерживалась весь период голландского правления в Малабаре, когда кочинские евреи достигли значительных культурных и экономических успехов. Появились выдающиеся еврейские купцы, банкиры, дипломаты, переводчики. Особо знатными были представители семейств Рахаби и Халигуа (из Халеба; с конца 17 в.), Ротенбург (из Германии; в Кочине с 16 в.), Сургун (из Стамбула; с начала 18 в.), купец и общественный деятель Шмуэль Аврахам (предположительно из Польши, умер в 1792 г.) и другие.

К 1795 г. Великобритания вытеснила голландцев из южной Индии, после чего начался культурный и экономический упадок кочинских евреев.

О кочинских евреях писали Давид де-вет-Хиллел в 1825 г., Я. Сапир около 1860 г. и другие. Кочинские евреи составили свой молитвенник, создавали литургическую поэзию, переписывали галахические постановления. Многие их хроники сохранились в рукописи. Большинство книг кочинских евреев напечатано в Амстердаме. Первую в Индии еврейскую типографию основал в 1840–41 гг. в Калькутте уроженец Кочина Эли‘эзер бен Ахарон Са‘адия Аракие ха-Кохен (1800–?), издавший в 1841–56 гг. около 28 книг литургического, галахического и литературного содержания для Бней-Исраэль и своей общины. Одним из историков кочинских евреев был президент общины «белых» евреев Ш. Ш. Кодер (1869–1941), бывший с 1903 г. и до конца жизни смотрителем синагоги «Пардеши».

Первая в Кочине сионистская организация возникла в 1923 г. В 1953–55 гг. в Израиль репатриировалось около двух тысяч кочинских евреев, большинство из которых поселилось в поселениях Неватим (восточнее Беер-Шевы), Месиллат-Цион (близ Иерусалима), Иесуд ха-Ма‘ала, Ювал (в Верхней Галилее) и Та‘оз (Шфела). Общая численность кочинских евреев в Израиле к середине 1980-х гг. достигла пяти тысяч человек.

В 1968 г. в Кочине оставалось менее ста евреев, которые торжественно отметили 400-летие синагоги «Пардеши» и предполагаемое 1900-летие общины кочинских евреев. На торжествах присутствовала премьер-министр Индии Индира Ганди, и была выпущена юбилейная почтовая марка с изображением синагоги.

В настоящее время в Кочине осталась лишь горсточка «белых» евреев, ревностно соблюдающих еврейские традиции. У них больше нет раввина со смихой и шохета, и они перешли на вегетарианскую пищу.

Смотрите также

Калир Эл‘азар

кашер

Кировоград

Коган Петр

Кфар-Рош-ха-Никра