коробейничество

КОРОБЕ́ЙНИЧЕСТВО, мелкая торговля вразнос, часто меновая, и скупка сельскохозяйственных продуктов, а также обслуживание ремесленным трудом, осуществляемые странствующими торговцами и ремесленниками. Коробейничество служило для многих евреев средством существования со средних веков и вплоть до Второй мировой войны.

В 9 в., по свидетельству Биньямина бен Моше Нахавенди, евреи-ремесленники на Ближнем Востоке занимались продажей вразнос своих изделий. Маймонид писал о наемных бродячих торговцах-евреях в Египте 12 в. В Иране в 19 в. – начале 20 в. в провинции евреи занимались главным образом коробейничеством (торговля мануфактурой и галантереей). Развито было коробейничество также среди йеменских и курдских евреев. В романе И. Бурлы «Похождения Акавьи» показан быт анатолийских странствующих жестянщиков-евреев второй половины 19 в.

Кровавые преследования евреев в Германии в 14 в. и изгнание их из немецких городов в 15 в. вынудили многих из них поселиться в сельских местностях страны или в Восточной и Центральной Европе, где они занялись коробейничеством. Еврей-коробейник часто был экономически и социально зависим от владельцев земли, на которой селился, и от оптовиков, от которых получал товары и кредит. Некоторые еврейские общины Богемии и Моравии были основаны коробейниками (например, Карлсбад, ныне Карлови-Вари; конец 18 в.) или в основном состояли из них (Колодея). Промышленно-экономическое развитие Богемии в 19 в. свело на нет роль коробейничества в товарообмене края. Часть богемско-моравских коробейников занималась своим промыслом в верхней и нижней Австрии, где евреям официально не разрешалось селиться с 1420 г. по 1782 г. Жизни коробейников, прозванных дорфгеерс (идиш, `ходоки по деревням`), посвятил многочисленные рассказы бытописатель чешского еврейства Л. Комперт (1822–86). В Германии еще в 15–16 вв. многие евреи, оседая в селах и дворянских поместьях, стали «хаузирен» (немецкий, `ходить по домам`), то есть занялись коробейничеством, посредничая между сельскими местностями и городами. Появилась даже специализация коробейников, например, «корн-юде» (то есть евреи — скупщики зерна) и «федер-юде» (скупщики перьев). Еврейское коробейничество вызывало недовольство и подозрительность как в феодальных кругах, так и среди горожан, из-за чего во многих немецких княжествах и городах были изданы против него законы.

Ситуация обострилась в связи с эмиграцией в Германию в 17 в. польских евреев, многие из которых также занялись коробейничеством. Коробейников часто идентифицировали с нищими, бродягами, шпионами; их обвиняли в скупке драгоценных металлов для шуцюден (покровительствуемые евреи) и чеканщиков монет (Любек, 1658), в торговле по воскресеньям в деревнях (Пруссия, 1672) и т. п. Меры против коробейничества в 1819 г. стали одной из причин эмиграции евреев Баварии в США. Во многих княжествах и городах условием эмансипации евреев ставили ликвидацию коробейничества. В 17–18 вв. евреи-коробейники из Эльзаса и Лотарингии проникли во все округи Франции, где евреям запрещалось проживать. Быстрое промышленное развитие Германии в 19 в., как и в Богемии, привело к отмиранию коробейничества, которое сохранилось лишь в отдаленных сельскохозяйственных районах.

В разнообразной экономической жизни евреев Польско-Литовского государства были широко распространены различные формы еврейского коробейничества; среди евреев-коробейников встречались и женщины. В большинстве городов были изданы законы, запрещающие коробейничество, которое считалось нечестным занятием, лишающим заработка христиан. Еврейские купцы также противились коробейничеству, опасаясь конкуренции.

В Российской империи в черте оседлости коробейничество оставалось для евреев значительным средством заработка вплоть до революции 1917 г. Многие евреи-ремесленники уходили из дому в воскресенье, работали всю неделю в деревнях и возвращались лишь в пятницу, отчего их называли вохерс (на идиш вох — `неделя`). Часто евреи-коробейники превращались в скупщиков, поставлявших в индустриальные центры России и Германии сельскохозяйственные продукты и сырье (лен, коноплю и другие). Характерным типом евреев-коробейников в России были бухтрегерс (на идиш `книгоноши`). На Кавказе коробейничество было для грузинских евреев видом оброка при крепостном праве, а с 1860-х гг. до начала 1930-х гг. — основным занятием (именно в их среде возник киврули, то есть еврейский жаргон грузинского языка). Коробейничество с конца 19 в. было распространено также и среди части горских евреев. С ликвидацией нэпа на рубеже 1920–30-х гг. коробейничество на территории Советского Союза исчезло, а в Польше и Прибалтике сохранялось до начала Второй мировой войны.

Коробейничеством в 19 – начале 20 вв. занимались и евреи Румынии. Например, известен коробейник из Валахии Чилиби Мойсе (Эфраим Моше; 1812–70), первым из румынских евреев писавший и издававший книги на румынском языке (с 1857 г.).

В селах Англии евреи-коробейники, эмигранты из Эльзаса и других прирейнских земель, появились еще в середине 18 в. Наплыв российских евреев в Англию в 1880-х гг. вызвал необычайное оживление уличной торговли вразнос в Лондоне и других больших городах. В 1906 г. из шести тыс. евреев Глазго десять процентов занимались коробейничеством, а в Эдинбурге их процент был еще выше. Уличная торговля часто являлась толчком к более широкой коммерческой деятельности. Так, например, отец С. Маркса (1888–1964), основателя сети универмагов Маркс энд Спенсер, начал свой бизнес в Англии с коробейничества. Исчезнувшие ныне типы еврейских уличных торговцев, в особенности из лондонского Ист-Энда, запечатлены в произведениях английских писателей-евреев, вошедших в литературу в послевоенное время: Х. Пинтера, А. Уэскера, Б. Копса (родился в 1926 г.), В. Манковича (родился в 1924 г.) и других.

В Северной Америке коробейничество («педдлинг») из-за обширности территории и отсутствия транспорта играло важную роль примерно до середины 19 в. В США в результате массовой эмиграции евреев из южной Германии и польских земель Пруссии в 1820–30-х гг. появилось много евреев-коробейников. Торговля тканями, ножевым товаром, табаком, украшениями часто осуществлялась в обмен на кожи и меха. Коробейники нередко торговали с индейцами. Скупленное и обмененное коробейники обычно сбывали оптовому торговцу, у которого брали свои товары. Иногда коробейников грабили или даже убивали на дорогах. Около половины евреев-коробейников 1830-х гг. осело на среднем Западе, а после 1865 г. и на дальнем Западе. Многие из новых американских поселенцев знали немецкий язык, что помогало евреям-коробейникам из Германии. Для того, чтобы удачно действовать в этих осваиваемых районах, коробейникам необходимы были торговые базы для хранения и пополнения товара. Евреи-коробейники на Западе США обычно сотрудничали друг с другом, в отличие от Европы, где между ними шла жестокая конкуренция. Предприимчивый коробейник, первым в округе открывавший магазин, снабжал товарами бывших товарищей, превращаясь таким образом в оптовика. Становясь оседлыми торговцами, коробейники являлись ядром новых общин. Так, в 1850 г. из трех с половиной тыс. евреев Цинциннати большинство занималось коробейничеством в прошлом или настоящем. В период «золотой лихорадки» в Калифорнии еврейское коробейничество проникает на золотые прииски. В 1850-х гг. возникают еврейские общины в Сан-Франциско и Сакраменто. Коробейниками были Л. Страус (1829–1902; так называемый отец джинсов), родоначальник семьи Гуггенхайм и основатель нью-йоркского банкирского дома Зелигман, а также многие другие создатели финансовых и промышленных компаний. С ростом стабильной розничной торговли в сельской местности коробейничество изжило себя. Вместо него развились торгово-посылочные предприятия, ярким примером которых может служить основанная Дж. Розенвальдом (1862–1932) фирма Сирс-Робак К°.

Много евреев, разносных и рыночных торговцев, старьевщиков и других, появилось на американских улицах после массовой эмиграции из Восточной Европы в конце 19 в. – начале 20 в. В 1890-х гг. коробейничество среди евреев Нью-Йорка было второй по числу занятых лиц профессией после портняжничества.

Ряды городских педдлеров-евреев пополнялись в годы экономических кризисов и безработицы. Яркое описание уличных торговцев Ист-Сайда в Нью-Йорке оставил Г. Л. Голден (1902–81) и другие писатели.

Смотрите также

Кабак Ахарон Аврахам

китайские евреи

Клячкин Рафаэль

Кол Моше

Косински Ежи