Койре Александр

КОЙРЕ́ Александр (Койранский; Koyré, Alexandre; 1892, Таганрог, – 1964, Париж), французский философ, историк философии и науки. Учился в Геттингенском и Парижском (Сорбонна) университетах (1908–14). В 1914 г. вступил в Иностранный легион, был отправлен на русский фронт, принял участие в революции. В 1918 г. Койре эмигрировал во Францию, жил в Париже, затем преподавал философию в университете Монпелье. В 1930 г. получил пост руководителя исследований по теме «История религиозной мысли в Европе нового времени» в Практической школе высших исследований в Париже. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию, тогда же опубликованную («Философ Якоб Бёме»). В 1931–37 гг. Койре один из издателей журнала «Философские исследования», распространявшего во Франции идеи феноменологии и экзистенциализма в период между двумя мировыми войнами. Во время Второй мировой войны уехал в Каир, затем в США, где преподавал в Новой школе социальных исследований и Свободной школе высших исследований в Нью-Йорке. После войны Койре преподавал в университете Чикаго (штат Висконсин), университете Джона Гопкинса. В 1956 г. был принят в Институт высших исследований в Принстоне. До конца жизни Койре продолжал одновременно работать в Париже.

В 1920-х гг. предметом исследований Койре являлась главным образом история и философия религиозной мысли («Эссе об идее Бога и доказательствах его существования у Декарта», 1922; «Декарт и схоластика», 1923; «Идея Бога в философии св. Ансельма», 1923), позже к этой теме он обратился в книге «Мистики, спиритуалисты, алхимики 16-го века» (1955). С начала 1930-х гг. под влиянием Э. Мейерсона и Л. Леви-Брюля, которые руководили кружком по теории познания, Койре перешел к другой теме — история и философия науки, он стал одним из основателей так называемого интерналистского подхода, предвосхитил концепцию Т. Куна о смене парадигм как причине скачкообразного развития науки («научных революций»). Койре считал причиной революций в истории научной мысли смену философских предпосылок (глубинных, устойчивых структур мышления). Койре полагал, что источником развития науки являются внутренние, а не внешние факторы (социальные, политические, экономические, технические), а ее основой — «чистая мысль», не зависящая от опыта и чувственного восприятия. Развитие науки определяется имманентными законами человеческого духа. При этом Койре не отрывал науку от общего контекста духовной культуры.

Основные философские произведения (на французском, английском и немецком языках): «Три лекции о Декарте» (1938, издано в Каире на французском и арабском языках, переиздано в «Беседах о Декарте», 1944), «Исследования о Галилее» (1939), «Открытие Платона» (1945), «От закрытого мира к бесконечной Вселенной» (1957), «Революция в астрономии» (1961), «Очерки по истории философской мысли» (1961, русский перевод 1985), «Введение в прочтение Платона» (1962), «Ньютоновские исследования» (1965), «Метафизика и измерение: эссе о научной революции» (1968).

Койре писал также об истории русской философской мысли: «Философия и национальная проблема в России в начале 19 века» (1929), «Очерки по истории философской мысли в России» (1950).

Смотрите также

Карлин, хасидская династия

Кассуто Умберто

Кафтор

Кипен Александр

крымчакский язык