Козинцев Григорий

КО́ЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905, Киев, – 1973, Ленинград), советский кинорежиссер, педагог. Семья Козинцева принадлежала к образованной еврейской среде: отец был известным врачом, старшая сестра Любовь (1900–70; впоследствии жена И. Эренбурга) — художницей. Школьные годы Козинцева совпали с революцией и гражданской войной; драматизм политических событий и интенсивность художественной жизни Киева этих лет повлияли на формирование раннего авангардистского периода его творчества. В 1919–20 гг., занимаясь в школе живописи Александры Экстер, знаменитой своими экспериментами в области сценографии, Козинцев принимал участие в оформлении спектаклей агитпропа и в опытах авангардистского декорирования уличного пространства. В те же годы работал помощником художника в театре Соловцова (впоследствии Второй государственный драматический театр УССР имени В. Ленина). В 1919 г. совместно с С. Юткевичем (1904–85) и А. Каплером (1904–79) участвовал в создании экспериментального театра «Арлекин».

В 1921 г. Козинцев поступил в петроградскую Академию художеств, одновременно вместе с Л. Траубергом и С. Юткевичем организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС), задачей которой был поиск новых театральных форм. Первый спектакль ФЭКСа с эпатирующим названием «Женитьба. Электрификация Гоголя» сопровождался публикацией иронического манифеста «Эксцентризм», где 17-летний Козинцев и его единомышленники заявляли, что основой искусства являются не темы и не характеры, а ритм. В 1922 г. Козинцев и Трауберг занялись экспериментированием в области киноязыка. В их первом немом фильме «Похождения Октябрины» (1924) политика смешивалась с буффонадой. Последующие работы: «Чертово колесо» (1926), «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1927), «Новый Вавилон» (1929), также снятые в технике немого кино, отличались яркой эксцентрикой, где плакатный язык агитобозрений совмещался с философским гротеском, точный показ бытовых деталей — с романтическим отношением к действительности.

Авангардистский период (1920-е гг.) в творческом сотрудничестве Козинцева с Л. Траубергом, длившемся до 1946 г., был заклеймен советским режимом как период формалистических вывертов и ошибок. Следующее десятилетие в их творчестве связано с вошедшей в классику советского кино трилогией о Максиме: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939) — снятой в жанре историко-революционной эпопеи. Этот период советская критика называла периодом осознания и исправления ошибок. Вместе с тем и в этой киноэпопее, предназначенной для широких зрительских масс, режиссеры опиралась на авангардистский опыт.

Поздние фильмы Козинцева «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958), «Гамлет» (1964, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1971) представляют собой философское осмысление классических сюжетов мировой литературы на основе русской культурной традиции. Эти фильмы объединены важнейшей для режиссера мыслью о том, что «совесть — главная тема века». Оспаривая крупнейших западных истолкователей У. Шекспира, Козинцев заявляет, что «герои трагедии приходят не к одиночеству, а приобщаются к основной массе человечества». Сильнейший образ козинцевского «Короля Лира» — пепел, медленно падающий на землю, и серые от пепла люди, бредущие по мертвой земле, — несомненно, связан не только с шекспировской темой, но и с ужасами истории 20 века.

На протяжении многих лет Козинцев занимался преподавательской деятельностью: в 1941–64 гг. работал во ВГИКе (с 1960 г. — профессор), в 1965–71 гг. руководил режиссерской мастерской при Ленфильме.

Козинцев — автор ряда книг и исследований: «Наш современник Вильям Шекспир» (1962), «Глубокий экран» (1971), «Пространство трагедии» (1973, опубликован после смерти автора), «Время и совесть» (1981, подготовлена к печати Валентиной Козинцевой).

Народный артист СССР (1964), лауреат Сталинской (1941, 1948) и Ленинской премии (1965).

Смотрите также

Кауфман Исидор

Кипен Александр

Коковцов Павел

Кфар-Харув

Кфар-Хасидим