Каминьские, семья

КАМИ́НЬСКИЕ, семья деятелей театра на идиш.

Аврахам Ицхак Каминьский (Abraham Izaak Kamiński; 1867, Воля, под Варшавой, – 1918, Варшава), антрепренер, актер, переводчик. В 1887 г. собрал любительскую труппу, с которой разъезжал по местечкам Польши. С 1893 г. играл с ней в помещении русско-польского варшавского театра Ольгиньской, которой власти разрешили дважды в неделю давать спектакли на «немецком» языке. В 1906 г. основал в Варшаве свой театр, для которого написал несколько небольших пьес и перевел на идиш «На дне» М. Горького, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Мнимый больной» Мольера. В 1908 г. объединил лучших еврейских актеров Варшавы в «Литерарише трупе» («Литературная труппа»), которая во главе с Эстер Рахелью Каминьской (см. ниже) по 1910 г. гастролировала в Петербурге, Москве, Киеве и многих других городах империи. В 1913 г. открыл в Варшаве новый театр, труппа которого в 1917–18 гг. совершала турне по России, Белоруссии, Украине, а затем по городам Польши.

Его жена, Эстер Рахель Каминьская (Ester Rachel Kamińska; урожденная Халперн: 1870, Волковыск, – 1925, Варшава), актриса театра и кино. Дебютировала в 1888 г. в труппе Аврахама Ицхака Каминьского, за которого вышла замуж в 1893 г. Играла с ним в театре Ольгиньской в слезливых мелодрамах, легковесных комедиях и опереттах. По настоянию Эстер Рахели ее муж включил в репертуар своего театра, а затем и «Литерарише трупе», пьесы И. Л. Переца, Я. Гордина, Д. Пинского. Она исполняла в них главные роли, проявив необыкновенный талант драматической актрисы, страстно и проникновенно раскрывающей душевный мир еврейской женщины (Миреле Эфрос, сиротка Хася в одноименных пьесах Я. Гордина и многие другие). Ее сценическое творчество знаменовало преодоление еврейским театром слабых сторон традиций А. Гольдфадена. Эстер Рахель многократно выезжала на гастроли в Россию (с 1903 г.), а также в США (1909), Париж и Лондон (1913), пользовалась славой «еврейской Дузе» и «матери еврейского театра». В кино начала сниматься до Первой мировой войны (фильм «Миреле Эфрос» по пьесе Я. Гордина, режиссер М. Товбин). В фильме «Ткиес каф» («Сговор», 1923, режиссер З. Турков /см. Турков, семья/; по мотивам легенды о диббуке, легшей в основу одноименной пьесы С. Ан-ского) играла вместе со своей дочерью Идой Каминьской (см. ниже). Воспоминания Эстер Рахели «Дернер ун блумен» («Тернии и цветы») опубликованы посмертно (1926) в газете «Момент».

Их дочь, Ида Каминьская (Ida Kamińska; 1899, Варшава, – 1980, Нью-Йорк), актриса театра и кино, режиссер. Выступала с детства в театре отца. В 1916 г. играла в еврейской оперетте, с 1917 г. участвовала в постановках матери. В 1921–28 гг. совместно с мужем, З. Турковым (см. Турков, семья), руководила Варшавским еврейским художественным театром (ВИКТ), а с 1933 г. — основанным ею театром в Варшаве. В начале Второй мировой войны бежала в Советский Союз, в 1939–46 гг. руководила Львовским еврейским театром (в 1941 г. был эвакуирован в город Фрунзе). В 1947 г. вернулась в Польшу, возглавляла еврейские театры в Лодзи (1949–53) и Вроцлаве (1953–55), а также еврейский театр в Варшаве (1955–68), которому были присвоены имя ее матери и статус Государственного еврейского театра. С труппой этого театра Ида Каминьская совершала турне по Северной и Южной Америке, выезжала с гастролями в Израиль и ряд стран Западной Европы. Продолжала традицию игры своей матери, усиливая трагические черты своих сценических образов (Миреле Эфрос, Нора в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Кураж в пьесе Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети» и другие). Поставила в своей инсценировке «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Меир Эзофович» Элизы Ожешко и другие. Из работ в кино наиболее значительна главная роль в фильме Я. Кадара и Э. Клоса (1910–93) «Магазин на площади» (1965).

В 1968 г., в разгар антисемитской кампании в Польше, когда еврейский театр почти лишился зрителей, Ида Каминьская эмигрировала в США, играла в театрах Нью-Йорка, в 1975–76 гг. гастролировала в Израиле.

Брат Иды, Иосеф Каминьский (1903, Одесса, – 1972, Тель-Авив), концертмейстер первых скрипок Израильского филармонического оркестра. В Израиле с 1937 г. Писал музыку для оркестра, камерных ансамблей и отдельных инструментов.

Смотрите также

Калишер Цви Хирш

кантилляция

каппарот

Кениг Лия

Кфар-Канна