Иехуда

ИЕХУДА́ (יְהוּדָה; в русской традиции Иуда). Четвертый сын Иакова от Лии (Быт. 29:35), родоначальник одноименного колена. Иехуда — один из немногих сыновей Иакова (ср. Иосиф, Биньямин, Реувен, Шим‘он), о которых в книге Бытие рассказывается с существенными подробностями. В повествовании об Иосифе Иехуда выступает от имени всех сыновей Иакова (Быт. 37:26–27; 43:3–5, 8–10; 44:16–34). Иехуда был женат на ханаанеянке Бат-Шуа; из трех его сыновей от этого брака два старших, Эр и Онан, умерли бездетными, а младший, Шела, оставил многочисленное потомство (Быт. 38:2–10; I Хр. 4:21–22). Вдова двух старших сыновей Иехуды Тамар хитростью сошлась с овдовевшим Иехудой и родила ему близнецов Переца и Зераха (Быт. 38:12–30); к первому из них, по традиции, восходит род израильских царей (см. Давид). Сказание о благословении Иакова, в котором Иехуде отводится главенствующая роль среди остальных братьев («не отойдет скипетр от Иехуды и законодатель от чресл его»; Быт. 49:8–10), сложилось, по-видимому, в период Объединенного царства, когда на престоле утвердился Давид, царь из колена Иехуды.

При первом исчислении (в Синае) в колене Иехуды (см. Колена Израилевы) насчитывалось 74600, а при втором («на равнинах Моавитских») — 76500 боеспособных мужчин старше 20 лет; оно было самым многочисленным из колен (Чис. 1:27; 26:22). За исключением указания, что Иехуда был избран Богом первым вступить в Ханаан (Суд. 1:1–2), а также сообщения, что первый из судей Израилевых Отниэль, сын Кназа, происходил из колена Иехуды (Суд. 3:9), Иехуда фактически не упоминается в библейском повествовании об эпохе Судей (приблизительно 1250–1030 гг. до н. э.); в песне Деборы, перечисляющей 10 из 12 колен, колено Иехуды не названо. В этот период колено Иехуды расселяется в Иудейских горах, в Шфеле и в пригодных для выпаса землях Иудейской пустыни. Административным, судебным и культурным центром надела Иехуды стал город Хеврон. В начале проникновения филистимлян на морское побережье Ханаана (1-я половина 12 в. до н. э.) колену Иехуды удавалось наносить им локальные поражения, которые, однако, не смогли воспрепятствовать филистимлянам завладеть приморской территорией страны. Колено Иехуды сумело остановить экспансию иевуситского царства (см. Иерусалим) на северной границе своего надела и даже завоевать значительную часть его территории. Это завоевание открыло Иехуде выход к территории, которая принадлежала колену Дана до его переселения на север. Конфликт из-за обладания этой территорией, возникший между коленом Иехуды, которого поддерживали колена Эфраима и Биньямина, и северными коленами, вылился в войну (около 1070 г. до н. э.). Поражение в ней колена Биньямина позволило филистимлянам распространить свою гегемонию на всю горную область западного Ханаана (около 1050 г.). Когда, оправившись после поражения, колено Биньямин возглавило борьбу против филистимлян, колено Иехуды приняло в ней активное участие. С приходом к власти Давида инициатива в антифилистимлянской войне перешла к Иехуде.

Выражение «страна Иехуды» (אֶרֶץ יְהוּדָה, Эрец Иехуда) первоначально обозначало собственно надел Иехуды (северный Негев, Арава, Иудейские горы и Иудейская пустыня, а также часть Шфелы). После распада царства Давида на северное и южное название «Иехуда» стало относиться к южному царству, территорию которого составляли наделы Иехуды и Биньямина. В хасмонейский период (см. Хасмонеи) название «страна Иехуды» переносится на еврейское царство в целом. С появлением в эпоху Второго храма понятия Эрец-Исраэль для обозначения всей страны название «Иехуда» стало вновь означать территорию исторического надела колена Иехуды. См. также Иудея.

Смотрите также

Ибн Каммуна Са‘д ибн Мансур

Ибн Шапрут Хисдай

Иерусалим. Иерусалим в христианстве и исламе

Иокне‘ам-‘Иллит

Иорам