Иехошафат

ИЕХОШАФА́Т (יְהוֹשָׁפָט; в русской традиции Иосафат), царь Иудеи; наследовал своему отцу Асе и правил Иудеей с 870 по 846 гг. до н. э. (три первых года — как соправитель своего отца). Был современником израильских царей Ахава, Ахазии и Иорама. Библейское повествование (I Ц. 22; I Ц. 3; II Хр. 17:1–21:3) рисует Иехошафата как сильного и решительного правителя, внесшего существенные изменения как во внешнюю политику, так и во внутреннее устройство государства.

Правление Иехошафата ознаменовалось образованием союза между Иудейским и Израильского царствами, что представляло собой резкий отход от внешней политики его предшественников, не желавших мириться с разделом царства Давида и Соломона. Иудея участвовала на стороне израильского царя Ахава в битве с арамеями при Рамот-Гил‘аде (I Ц. 22:29–37; II Хр. 18:28–34) и в военных операциях израильского царя Иорама против Моава (II Ц. 3:4–27). Союзнические отношения с Израильским царством были закреплены браком Аталии, дочери израильского царя Омри (по другой версии — дочери Ахава и Изевель), с сыном Иехошафата Иорамом (II Ц. 8:25–26). Вступление в союз с Израилем было следствием реалистической оценки Иехошафатом как общих стратегических интересов перед лицом усиливающейся военной угрозы обоим царствам со стороны государств Сирии и Заиорданья, так и силы Израиля, превратившегося в период династии Омри в важный политический, военный и экономический фактор района. Этот союз означал присоединение Иудеи в качестве третьего партнера к союзу Тира и Израиля и привел к значительному росту торговли и экономическому процветанию в районе от Средиземного моря до пустыни и Красного моря на юго-восток.

Книга Хроник дает описание государственного устройства Иудейского царства при Иехошафате. Он провел административную реформу, разделив Иудею на округи для удобства сбора налогов; это административное деление фактически сохранялось все время существования Иудеи. Царь реорганизовал и модернизировал войско; оснащенные колесницами регулярные части стояли гарнизонами в укрепленных городах и крепостях по всей Иудее, включая Иудейскую пустыню и Негев (II Хр. 17:2, 12–19). На третьем году своего правления Иехошафат предпринял уникальный шаг: во II Хр. 17:7–9 сообщается, что он разослал по городам Иудеи делегацию чиновников, священнослужителей и левитов с целью обучать народ «книге закона Господа» (по мнению некоторых ученых, здесь мы имеем дело со Второзаконием на весьма ранней стадии его формирования). Сообщается также о назначении им судей во все укрепленные города Иудеи и об учреждении в Иерусалиме Верховного суда (II Хр. 19:5–11). Религиозно-правовая реформа Иехошафата рассматривается как попытка учреждения в Иудее единой правовой системы с целью централизации правящей власти.

Смотрите также

Идельсон Исраэль

Израильский музей

имена

Иортнер Иехошуа

иудганиты