Иехиэль Михаэль из Злочува

ИЕХИЭ́ЛЬ МИХАЭ́ЛЬ ИЗ ЗЛО́ЧУВА (Ихл Михл; около 1731, Броды, Галиция, – 1786, Ямполь, Подолия), цаддик, проповедник хасидизма. Его отец, Ицхак из Дрогобыча, один из первых приверженцев Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това (Бешта), пользовался всеобщим уважением за большие познания в Талмуде и праведную жизнь. По преданию, когда юный Иехиэль Михаэль впервые посетил Бешта, основатель хасидизма высоко оценил его ученость. После смерти Бешта Иехиэль Михаэль стал учеником Дова Бера из Межирича.

Недолгое время пробыв сельским меламедом), Иехиэль Михаэль примкнул к общине в Бродах, скоро стал руководителем местных хасидов и вызвал недовольство кагала. По приказу кагальных старшин у дома Иехиэля Михаэля был публично сожжен труд Я‘акова Иосефа бен Цви ха-Кохена Каца из Полонного. После того, как в 1772 г. митнагдим добились наложения на хасидизм очередного херема, Иехиэль Михаэль прославился в должности маггида в галицийском местечке Злочув. Ему приписывают включение множества мелодий (см. Музыка. Еврейская музыка в новое время) в хасидскую литургию; яркие проповеди Иехиэля Михаэля собирали тысячи людей; к его почитателям (Иехиэль Михаэль отличался аскетическим образом жизни) принадлежали люди разных социальных слоев и образованности, в том числе галахист и моралист Уззиэль бен Цви Хирш Майзлс (1743–85 гг. или 1786 г.).

Митнагдим обвиняли Иехиэля Михаэля в пренебрежении талмудическими постановлениями, и хасидам, братьям Шмуэлю (1726–78) и Пинхасу (1730–1805) Хоровиц, пришлось просить заступничества за него у авторитетного раввина Иехезкеля бен Иехуды Ландау.

Иехиэлю Михаэлю принадлежит интерпретация двекут (предписанная Торой беспредельная преданность Богу). По мнению Иехиэля Михаэля, еврей должен стремиться к тому, чтобы двекут стал его постоянным душевным состоянием. К этому ведут два пути. Один из них связан с осознанием величия Творца и собственной греховности, с изучением Торы, вдохновенными молитвами и добрыми делами. Другой путь предполагает подавление греховных желаний. Иехиэль Михаэль развивал учение Дова Бера из Межирича об общении праведника с Богом, но отвергал элитарность доктрины своего учителя и, рассуждая о праведнике, имел в виду не избранного (цаддика), но каждого хасида. «Я наставляю в вере не только вас, но и себя», — говорил он. Отрывки из проповедей Иехиэля Михаэля, записанных его учениками, впервые были опубликованы в антологии «Ликкутим иекарим» («Дорогое собрание», 1-е /нелегальное/ издание в России — около 1830 г.; 2-е — Львов, 1850; 3-е, под названием «Ликкутей иекарим» /«Собрание драгоценностей»/, Львов, 1857).

Пять сыновей Иехиэля Михаэля (годы рождения неизвестны) за свою праведность были прозваны «живым Пятикнижием» — Иосеф из Ямполя (умер в 1812 г.), Мордехай из Кременца (умер в 1801 г.?), Зеев-Вольф из Збаража (умер в 1822 г.), Ицхак из Радзивиллова (умер в 1825 г.), Моше из Владимир-Волынского (умер в 1831 г.).

Смотрите также

Ибн Каммуна Са‘д ибн Мансур

идиш литература

Израиль

Иосеф

Иосиф II