игры

И́ГРЫ. В Библии неоднократно упоминаются различные игры, распространенные у евреев; среди них — основанные на отгадывании загадок (Суд. 14:12; I Ц. 10:1–3), спортивные и военные (I Сам. 20:20–21; Иер. 12:5 и другие). В талмудической (см. Талмуд) литературе сохранились описания массовых игр, устраивавшихся в ночь праздника Водочерпания (Симхат бет ха-шоэва), приходившегося на Суккот (Сук. 5:1–4); в этих играх участвовали также лица, облеченные высоким авторитетом, например Хиллел (Старший) и рабби Шим‘он бен Гамлиэль (Тосеф., Сук. 4:1–5). Предметами для игр в древности часто были орехи, фрукты, яйца, мячи, кости, камешки (ТИ. Та‘ан. 4:8, 69а; Эр. 104а). В период Второго храма получили распространение игры вавилонского, персидского, греческого и римского происхождения, о чем свидетельствуют их названия в Талмуде: надрашир, куббия (Кт. 61б; Санх. 24б). По-видимому, эти игры были близки к современным играм в кости, шашки и шахматы. Законоучители Талмуда резко порицали предающихся азартным играм, например, заключающих пари на состязаниях голубей, игроков в кости и т. п.; свидетельские показания таких лиц считались не заслуживающими доверия (Санх. 3:3).

В средние века на еврейские игры оказало значительное влияние нееврейское окружение. В круг домашних развлечений вошли карты, шахматы, шашки, домино и т. д. Игра в карты сурово осуждалась раввинами, и картежники зачастую отстранялись от участия в религиозной и общественной жизни общины. Тот, кто в азартной игре причинял ближнему серьезный убыток, подвергался резкой критике; так, Маймонид сравнивал таких людей с разбойниками (Яд, Хилхот гзела 6:7). В 15 в. в еврейских общинах Болоньи, Форли и Гамбурга азартные игры были разрешены только по праздничным дням и для развлечения больного. Шахматы обычно считались респектабельной игрой. Так, Раши считал, что шахматы разгоняют скуку и заставляют сосредоточиться (к Кт. 61б). О шахматах писали философы, поэты посвящали им стихи (например, Аврахам Ибн Эзра). Однако иногда и эта игра подвергалась осуждению.

К праздникам дети готовили в хедере соответствующие игрушки. На Ханукку из дерева или свинца изготовлялся четырехгранный волчок (идиш — дрейдл, иврит — свивон). К Пуриму делались грагеры (в Йемене называвшиеся хирье) — трещотки, шумом которых дети заглушали имя Хамана во время чтения в синагоге книги Эсфирь. На Пурим делали также куклы, изображающие Хамана, маски и маскарадные костюмы и устраивали представления (пуримшпил). На Песах дети играли в орехи. На Лаг ба-‘омер дети, вооружившись луками, проводили целый день в лесу, играя в войну под командой «лаг-ба-‘омерского генерала». В канун Девятого ава дети, вооружившись деревянными саблями, играли в войну, «сражаясь с турками за Страну Израиля». В сефардских (см. Сефарды) общинах и в Йемене мальчики разыгрывали на Ханукку сражение с греками. В Триполи на Ава девятое устраивались гонки на ослах (так как именно в этот день прибудет на осле Мессия); на Шаву‘от — как и в других восточных общинах — было принято обливать прохожих водой.

Евреи всех возрастов увлекались игрой в слова, зачастую основанной на библейских текстах. Большой популярностью пользовалась игра «самех-пэ», основанная на знании наизусть деления текста Пятикнижия на абзацы. В игре «Моше», особенно популярной у детей, выигрывал тот, кто, листая Библию, первый находил среди последних букв страницы буквы, составляющие имя Моисея. Были распространены игры, основанные на гематрии, в которых нужно было придумывать слова и фразы с одинаковыми числовыми значениями, образуемыми совокупностью составляющих их букв (см. также Алфавит). Популярностью пользовалось составление акростихов. Так, Аврахам Ибн Эзра писал арифметические задачи акростихами. Иехуда ха-Леви сочинял загадки в стихах.

В 20 в. в еврейскую среду проникают гимнастические и спортивные игры, которые постепенно вытеснили большинство традиционных игр и развлечений. Исследованию истории игры у евреев посвятили много внимания Иом-Тов Левинский (1899–1973) и Дан Алмагор. Развитию новых игр для детей разных возрастов (в частности — в Израиле) и их приспособлению к дидактическим и физкультурным целям в значительной мере способствовали Маргалит и Уриэль Акавия (родились в 1918 г. и 1911 г. соответственно) и другие. См. также Спорт.

Смотрите также

Игдал

«Иеди‘от ахаронот»

Икор Роже

Ионатан Натан

Иортнер Иехошуа