Гирш Шимшон Рафаэль

ГИРШ Шимшон (бен) Рафаэль (Hirsch, Samson Raphael; 1808, Гамбург, – 1888, Франкфурт-на-Майне), раввин и писатель, основатель так называемого неоортодоксального течения в иудаизме. В 1830 г. Гирш был избран главным раввином княжества Ольденбург. В 1841 г. занял пост раввина в Эмдене, в 1846 г. стал главным раввином Моравии и Австрийской Силезии и поселился в Никольсбурге (ныне Микулов, Чехия). Во время революции 1848–49 гг. состоял членом австрийского рейхстага и был избран председателем комитета по борьбе за гражданские и политические права евреев Моравии. С 1851 г. и до конца жизни был раввином ортодоксальной общины «Адат Иешурун» во Франкфурте-на-Майне. В 1836 г. Гирш издал «19 писем об иудаизме» (немецкий язык), направленные против ассимиляционных и реформаторских тенденций в немецком еврействе. В 1837 г. вышла его книга «Хорев, Или этюды об обязанностях Израиля в диаспоре» (немецкий язык), разъяснявшая моральные принципы иудаизма.

Эти труды заложили основу неоортодоксального направления в иудаизме. Признавая необходимость пересмотра внешних атрибутов иудаизма, Гирш отвергал предложения сторонников реформизма в иудаизме, касающиеся принципов еврейской веры или изменений в соблюдении религиозного закона. Хотя Гирш и ввел некоторые внешние изменения в синагогальный ритуал, тем не менее он выступал за сохранение традиционной синагоги и исключительное употребление иврита в молитвах. По мнению Гирша, следовало не реформировать иудаизм, а просветить евреев. Гирш полагал, что идеальный еврей — это «человек-израильтянин», то есть просвещенный еврей, приобщенный к европейской культуре, но строго соблюдающий предписания Закона. Он уделял много внимания религиозному воспитанию юношества. В основанном по инициативе Гирша в 1853 г. во Франкфуртском реальном училище вместе со светскими преподавались и еврейские предметы.

В своей педагогической деятельности он стремился осуществить принцип тора им дерех-эрец (сочетание религиозных предписаний с участием в жизни окружающего нееврейского общества; см. Дерех-эрец). Этот принцип стал девизом возглавляемой им общины. Ее образцу следовали другие неоортодоксальные общины Германии. Несмотря на сопротивление реформизму, Гирш противился расколу в общинах по течениям, пока реформисты были умеренны в своих требованиях. С усилением позиций реформизма Гирш изменил свое отношение к вопросу о единстве еврейской общины. Он содействовал проведению в прусском ландтаге закона, разрешавшего евреям выступить из общины, оставаясь вместе с тем в лоне еврейства (1876). Это создало законную основу для организации особых неоортодоксальных еврейских общин, а также реформистских. Однако подавляющее большинство ортодоксальных евреев Германии осталось в рамках единых общин.

Гирш расходился с реформистами и во взглядах на еврейский национализм. Он утверждал, что Бог создал Израиль как народ, а не только как религиозную общину. В трудах Гирша употребляется иногда понятие «еврейское национальное сознание». Однако в отличие от того содержания, каким наделили его ранние сионисты, Гирш применял это понятие в смысле осознания универсальной миссии Израиля, которая заключается в обучении других народов истине. Обетованная земля и созданное на ней государство были дарованы Израилю лишь как средство для выполнения предписаний Торы. Эти и другие аспекты философии Гирша стали со временем идеологической основой Агуддат Исраэль.

Идеи Гирша распространял основанный им журнал на немецком языке «Иешурун» (1854–70). В 1883–90 издание журнала возобновил его сын Ицхак Гирш. Гирш перевел на немецкий язык и снабдил комментариями Пятикнижие (тт. 1–5, 1867–78), книгу Псалмов (1883) и ряд молитв (сборник «Молитвы Израиля», 1895, посмертное издание).

Смотрите также

Гамзу Хаим

Гейне Генрих

Гилмэн Альфред

Гильзнера дело

гиюр