Гданьск

ГДАНЬСК (по-немецки Данциг), город и главный торговый порт Польши, расположенный в устье Вислы на Балтийском море. В 14–15 вв. принадлежал Тевтонскому ордену. После присоединения к Польше в 1466 г. Гданьск стал ее богатейшим городом и центром торговли (в частности зерном) между Западной и Восточной Европой. Это открывало большие экономические возможности для евреев, которые стали селиться здесь не позднее 1544 г., но их деятельность сталкивалась с многочисленными ограничениями.

В 1577 г. горожане потребовали полного запрета евреям селиться и торговать в Гданьске. В 1616 г. городские власти разрешили евреям оставаться в городе не более шести дней во время ежегодных ярмарок и только после уплаты ими большого подушного налога. В 18 в. главное противодействие евреям в Гданьске оказывали мелкие ремесленники и торговцы, тем не менее в городе были кварталы еврейские, а в 1724 г. основаны еврейские общинные организации хевра каддиша и биккур-холим.

По второму разделу Польши в 1793 г. Гданьск отошел к Пруссии. Ограничения для евреев остались в силе. В период между 1807 г. и 1814 г. Гданьск был вольным городом. После возобновления власти Пруссии (1814) евреи получили прусское гражданство. В 1819 г. и 1821 г. в Гданьске имели место антиеврейские инциденты (см. Хеп-хеп). В 1920 г. Гданьск снова был объявлен вольным городом. В этот период еврейская община составляла около 2% населения, она содержала четыре синагоги и различные еврейские организации, издавала свой печатный орган «Юдишес вохенблатт» (1929–38). Несмотря на успех нацистов на выборах 1933 г. и 1935 г., президент городского сената Герман Раушнинг поддерживал гражданские и экономические права евреев вплоть до 1937 г., когда истек срок гарантий прав национальных меньшинств (см. Национальных меньшинств права), данных Лигой Наций.

В 1937 г. начался разгром еврейской общины, и в течение одного года половина еврейского населения покинула Гданьск. Польское правительство не оказало евреям никакой помощи. Между 12 и 14 ноября 1938 г. были сожжены две синагоги и две другие осквернены. Еврейские магазины и дома подверглись разграблению. 15 апреля 1939 г. евреи Гданьска последний раз собрались в Большой синагоге перед тем, как она была полностью разрушена нацистами.

Весной 1939 г. еврейская община приняла решение организовать эмиграцию, и значительная часть евреев сумела эмигрировать. Удалось спасти и вывезти ценности синагоги, включая собрание редких предметов еврейского искусства, так называемую коллекцию Иссера Гелдзиньского (см. Музеи), которая была переправлена в Нью-Йорк. В сентябре 1939 г. в Гданьске оставалось только 1,2 тыс. евреев, главным образом пожилые люди; 395 из них были депортированы в течение февраля и марта 1941 г. в Варшаву, остальных небольшими группами направляли в концлагеря.

Некоторое число евреев вновь поселилось в Гданьске вслед за включением его в состав Польши (1945), но после антиеврейской кампании 1968 г. в городе почти не осталось евреев. История евреев Гданьска описана в книге С. Эхта, изданной на немецком языке в 1972 г.

Возрождение еврейской жизни Гданьска и еврейской общины в этом городе началось в 1994 г., когда на первый пасхальный седер собрались около 80 евреев. В 1994 г. была основана еврейская община Гданьска, вошедшая в Союз польских религиозных еврейских общин. Общине было предоставлено здание бывшей синагоги. При поддержке Джойнта в конце 1990-х гг. в Гданьске был открыт еврейский молодежный клуб, где молодых людей знакомили с Израилем, сионизмом, еврейским образом жизни, историей, традициями. Был открыт ульпан по изучению иврита.

Немногочисленная еврейская община Гданьска часто сталкивается с проявлениями антисемитизма, который в Польше выражен сильнее, чем во многих других странах Европы (см. Антисемитизм в 1900–2000-е гг.). Осквернению подвергаются еврейские объекты, на стенах домов появляются антиеврейские надписи. В начале 2000-х гг. международные организации ультраправых скинхедов провели серию концертов тяжелого рока в Гданьске, во время которых исполнялись песни антисемитского содержания, а зрители выкрикивали антисемитские лозунги и держали плакаты с соответствующими надписями и карикатурами. Присутствовавшие на концерте полицейские не останавливали антисемитские выходки.

Смотрите также

Гайсинский Моиз

гебраистика

Гольдштейн Максимилиан

Гордин Я‘аков

Гоц Михаил