Вольф, семья

ВОЛЬФ (Wolf), семья, два поколения которой сыграли заметную роль в истории и культуре Восточной Германии.

Фридрих Вольф (Friedrich Wolf; 1888, Нойвид, на Рейне, – 1953, Берлин), немецкий писатель, драматург. Родился в семье еврея-коммерсанта. Подростком, порвав с семьей, несколько лет бродяжничал и перебивался случайными заработками. В 1907–12 гг. получил медицинское образование в университетах Тюбингена, Берлина и Бонна. Будучи с юности неукротимым бунтарем-идеалистом, посвятил себя главным образом искусству и участию в леворадикальных политических акциях. Накануне Первой мировой войны выпустил поэтический сборник. В годы войны, служа военным врачом в германской армии, вызывающе открыто призывал солдат бросить оружие, за что был помещен в психиатрическую больницу. В 1918 г., выйдя на свободу, Фридрих Вольф стал участником, а иногда и инициатором бурных антиправительственных выступлений. В 1919 г. был членом недолго просуществовавшего Дрезденского совета. Тогда же Фридрих Вольф впервые выступил как драматург. Его пьесы («Это ты», 1919; «Черное солнце», 1920, «Бедный Конрад», 1924; «Цианистый калий», 1929; «Матросы из Катарре», 1930, русский перевод 1932, и др.) благодаря острой публицистичности и бунтарской направленности с успехом шли в театрах Веймарской республики.

В 1928 г. Фридрих Вольф стал членом Коммунистической партии Германии и с этого времени неуклонно следовал линии ее руководства. В 1933 г. он эмигрировал с семьей из нацистской Германии и в 1934 г. добрался до Москвы. В годы эмиграции написал несколько ярких антифашистских пьес, в том числе «Профессор Мамлок» (1934, русский перевод, 1935), в которой обличается расовый антисемитизм нацистов, «Флорисдорф» (1935), «Троянский конь» (1937) и др., а также роман «Двое на границе» (1938). Во 2-й половине 1930-х гг. участвовал в гражданской войне в Испании и конспиративной (по линии Коминтерна) деятельности во Франции. В 1941 г. бежал из лагеря интернированных в оккупированной Франции и вернулся в Москву, где оставалась его семья. Фридрих Вольф стал одним из организаторов антинацистской радиопропаганды на немецком языке, адресованной германским войскам, участвовал в создании коммунистического комитета «Свободная Германия».

В 1945 г. Фридрих Вольф вернулся в Германию, где стал активным деятелем восточногерманского режима. В 1949–51 гг. он был послом ГДР в Польше. В эти годы он был объявлен классиком немецкой литературы социалистического реализма. Опубликовал пьесы «Бургомистр Анна» (1950); «Томас Мюнцер» (1953, русский перевод, 1956), роман «Летающие блюдца» (1952, русский перевод, 1953) и др. Писал также стихи. Пьесы Фридриха Вольфа ставились во всех театрах ГДР. Его дважды награждали Национальной премией. В 1988 г. в ГДР было торжественно отмечено 100-летие со дня рождения Фридриха Вольфа. К этому времени его имя носило более 140 учебных заведений, заводов, культурных и других учреждений.

Маркус Вольф, старший сын Фридриха Вольфа (Marcus Wolf; «Миша»; 1923, Хехинген, близ Штутгарта, – 2006, Берлин), один из создателей и многолетний глава службы внешней разведки ГДР. С 1934 г. жил в Москве, окончил там среднюю школу и в 1940 г. поступил в авиационный институт. В 1942 г. стал членом Коммунистической партии Германии, по указанию ее руководства оставил институт и перешел в школу Коминтерна, находившуюся тогда в г. Кушнаренково недалеко от Уфы, где готовили кадры для конспиративной работы в зарубежных странах. После закрытия этой школы ввиду роспуска Коминтерна (май 1943 г.) Маркус Вольф работал в Москве диктором, редактором и комментатором на радиостанции комитета «Свободная Германия» (см. выше), а возвратившись в конце мая 1945 г. в Германию, — на восточноберлинском радио. В 1949 г. он был направлен на работу в дипломатическое представительство ГДР в Москве, где вскоре стал вторым после посла лицом; в 1951 г. в спешном порядке был переведен в создававшуюся в то время секретную службу. В декабре 1952 г. по личному указанию В. Ульбрихта Маркус Вольф практически возглавил восточногерманскую службу внешней разведки (официально — с 1959 г., когда было создано Главное управление разведки при министерстве государственной безопасности; до того она действовала под вывеской Института научных экономических исследований, подчиненного министерству иностранных дел) и оставался на этом посту до 1987 г. Многолетняя деятельность Маркуса Вольфа на поприще разведки создала ему на Западе репутацию сверхшпиона с необыкновенными способностями (мощный интеллект, выдающийся талант аналитика и организатора, широчайшая эрудиция и т. п.). Созданная западными средствами массовой информации в 1970-х гг. «легенда о Маркусе Вольфе» основывалась на нередко подтверждавшихся слухах о проникновении его многочисленных агентов в военные и политические структуры ФРГ и других западных стран, а также НАТО. Самый громкий из скандалов, разразившихся в связи с разоблачениями восточногерманских шпионов в ключевых с точки зрения безопасности государственных, политических, экономических, военных и других ведомствах ФРГ и НАТО, произошел в 1974 г., когда канцлер Западной Германии В. Брандт вынужден был уйти в отставку вследствие того, что его личный и наиболее доверенный помощник оказался агентом Маркуса Вольфа.

Исключительная эффективность разведывательной деятельности Маркуса Вольфа подтверждалась и обилием наград и почестей, которыми его осыпал восточногерманский режим. Он был удостоен многих орденов и медалей ГДР, высоких воинских званий: в 1954 г. — генерал-майора, в 1965 г. — генерал-лейтенанта, а в 1980 г. — генерал-полковника; получил фактический статус и полномочия министра.

Ни неожиданная отставка Маркуса Вольфа в начале 1987 г. (вызванная, по-видимому, его одобрением политики перестройки и гласности М. С. Горбачева, решительно отвергавшейся тогдашним лидером ГДР Э. Хонеккером), ни последовавшие в 1990–92 гг. падение Берлинской стены, ликвидация ГДР и объединение Германии не ослабили интереса к его личности и деятельности.

В Германии публикуются многочисленные статьи и книги (И. Рунге и И. Штельбрик, «Маркус Вольф: никакой я не шпион. Беседы с М. Вольфом», Берлин, 1990, А. Рейхенбах, «Шеф шпионов», Штутгарт, 1992), авторы которых пытаются разгадать секрет беспрецедентной эффективности разведывательной сети, созданной и возглавлявшейся Маркусом Вольфом. Ряд лет оставался актуальным и вопрос о правовой оценке деятельности Маркуса Вольфа во главе восточногерманской разведки — многие германские и другие западные юристы квалифицировали эту деятельность, которая нанесла огромный ущерб политическим, экономическим, стратегическим и прочим интересам ФРГ и других стран Запада, как преступную и требовали привлечь его к судебной ответственности. Сам Маркус Вольф не делал никаких попыток скрыться от германского правосудия и утверждал (в ряде интервью и книге «По собственному призванию. Исповедание и прозрение», Мюнхен, 1991), что его деятельность была вполне легитимной, поскольку легитимным, то есть признанным большинством стран было государство, которому он служил. Маркус Вольф решительно отвергал и упреки в безнравственности его служения жестокому тоталитарному режиму в Восточной Германии и утверждал, что он, как и другие члены его семьи, искренно верил, что только социализм советского образца может в конечном счете стать воплощением всех высших человеческих идеалов. Вынесенный ему в 1994 г. на состоявшемся после нескольких отсрочек судебном процессе приговор (шестилетнее тюремное заключение) Маркус Вольф обжаловал в Верховном суде Германии. В мае 1995 г. решением Верховного суда приговор был отменен, и Маркус Вольф оправдан.

Слухи о пробудившемся интересе Маркуса Вольфа к его еврейским корням он подтвердил в интервью израильскому радио в мае 1995 г.

Конрад Вольф, младший сын Фридриха Вольфа, (Konrad Wolf; 1925, Хехинген, – 1982, Берлин), восточногерманский кинорежиссер. С 1934 г. жил с семьей в Москве. В годы Второй мировой войны был на фронте в «подразделении по разложению войск противника». Вступив в 1945 г. в Германию как офицер советской армии, остался на родине. Работал на киностудии Восточного Берлина «Дефа» на административных должностях; в 1949–54 гг. учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии в Москве и вскоре стал одним из ведущих кинорежиссеров ГДР. Как и его старший брат Маркус (см. выше), Конрад Вольф был убежденным коммунистом. В начале творческого пути создал антифашистские фильмы «Исцеление» (1956); «Лисси» (1957); «Искатели солнца» (1958); «Звезды» (1959); «Профессор Мамлок» (1961; новая экранизация пьесы Фридриха Вольфа, первая была осуществлена в Советском Союзе в 1937 г.). Почти во всех этих лентах присутствует еврейская тема, часто (особенно в фильмах «Звезды» и «Профессор Мамлок») она одна из главных; режиссер толкует ее в духе марксизма. В последующие годы Конрад Вольф расширяет тематику своих фильмов, обращается к проблемам нравственного выбора (например, «Расколотое небо», 1967) и вопросу об ответственности творческой личности за царящее в мире зло («Маленький принц» по А. Сент-Экзюпери, 1966; «Гойя, или Тяжкий путь познания» по роману Л. Фейхтвангера, 1971; «Соло Санни», 1979). Творчество Конрада Вольфа, многие фильмы которого получали награды на международных кинофестивалях (в Москве, Карлови-Вари, Лейпциге, а также в Каннах, где специальным призом была отмечена лента «Звезды», в Западном Берлине, где специального приза был удостоен фильм «Соло Санни»), было одним из высших достижений кинематографа ГДР. Четырежды (в 1959 г., 1968 г., 1971 г. и 1979 г.) Конраду Вольфу присуждалась национальная премия страны, в 1965 г. он стал президентом Академии искусств ГДР.

Смотрите также

Вайз Айзек Майер

Вайс Шевах

Вальдман Исраэль

Варшавский Марк

Вормс